viplissa (viplissa) wrote,
viplissa
viplissa

А чо я такого сказал?

Пишет -Фрицморген-

Так как комментарии в моём блоге открыты, я ежедневно получаю серьёзную дозу общения с нашими согражданами. Как в интернете, так и в реальной жизни, я спокойно отношусь и к обращению «на ты», и даже к употреблению матерных слов — стараясь придерживаться более строгих рамок приличия, я никому не собираюсь навязывать свои взгляды на этот вопрос.

Проблема в том, что многие граждане обращаются ко мне в комментариях с известной долей демонстративного пренебрежения. Не потому, что они знают обо мне какие-то порочащие сведения, и не потому, что считают меня представителем низшей расы или сословия, но просто потому, что я не совершил ничего такого особенного, за что они могли бы меня уважать. На взгляд этих господ, есть уважаемые исторические персонажи, типа Менделеева, и есть живущие ныне недоделки, которым, как утверждают эти господа в своей порочной системе координат, «до Менделеева далеко».

Как вы понимаете, тут совершенно неважно, есть ли у меня какие-то достижения, которые будут красиво смотреться в персональной статье на «Википедии», или нет. Важна тут сама постановка вопроса: «а кто ты такой, чтобы я тебя уважал?».

В цивилизованном обществе, до уровня которого мы пока что не доросли, действует презумпция уважения. Предполагается, что каждый человек заслуживает уважения по умолчанию, просто потому, что он человек. Если же у человека есть достойная профессия, — если он хороший штукатур, например, — уважение становится уже значительным. Такого человека представляют друзьям с некоторым придыханием: «это Джозеф, он хороший штукатур».

У нас, к сожалению, по понятным историческим причинам с уважением не складывается. Недавно мне в комментариях всерьёз писали, что брежневские времена были хороши тем, что там рабочий смело мог «посылать на три советских буквы» директора завода. Это звучит по-варварски — завод, где рабочие не уважают директора, а директор не уважает рабочих, навряд ли сможет производить качественную продукцию: если уж сотрудники не уважают даже друг друга, то и к своей работе они не могут относиться иначе, как с презрением.

Продолжая аналогию с производством, причины болезни неуважения ровно те же, что и корни беспечного отношения к работе — отсутствие культуры. Когда человек сплёвывает на паркет или забивает болт кувалдой, он проявляет в первую очередь бескультурье, плохое воспитание. Если вы пробовали указывать уличным пачкателям на недопустимость их поведения, вы отлично знаете их универсальную формулу: «а чо такого». Любое замечание бескультурный человек рефлекторно парирует своим «а чо такого», и в этом, собственно, и заключается его проблема — его никто не обучил тому, что «нечто такое» тут всё же есть, что сплёвывать на пол и тушить окурки о стены нехорошо.

Такое же «а чо такого» вы услышите, если спросите рабочего, почему он забил болт кувалдой вместо того, чтобы завинтить его ключом. И ровно такое же «а чо такого» я слышу от комментаторов в ответ на мой призыв к культурной дискуссии: «А что я такого сказал? Почему нельзя назвать бред бредом, а профана профаном?».

Ситуация постепенно улучшается. Внешние форматы бескультурья, типа выкидывания мусора в окно или включения музыки на полную мощностью, активно осуждаются обществом. Это даёт результат: с каждым годом народ становится всё вежливее, а окурки летят мимо урн всё реже.

Любителей забивать болты кувалдой потихоньку перевоспитывает капитализм. Ситуация типа той, что была рассказана во вчерашнем комментарии к статье про труд школьников, сейчас по понятным причинам невозможна:

https://fritzmorgen.livejournal.com/1276025.html?thread=596539001#t596539001
Отсюда :
https://fritzmorgen.livejournal.com/1276832.html
Tags: Фрицморген
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author